Пояснительная
записка
Настоящая
программа по чтению и развитию речи для VI класса создана на основе Программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, допущенной
Министерством образования Российской Федерации, в которой конкретизированы пути
и средства исправления недостатков
общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания
умственно-отсталых детей в процессе овладения предметом. Особое внимание
обращено на коррекцию
специфических нарушений, на коррекцию личности в целом.
Рабочая программа по чтению и
развитию речи представляет собой
целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; учебно-тематический план; требования
к уровню подготовки учащихся.
Результаты
обучения представлены в основных
требованиях к знаниям и умениям учащихся
VI
класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень
необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных
умений и навыков, основных видов речевой деятельности.
В
коррекционном классе для детей VIII
вида в старших (5-9) классах
осуществляются задачи, решаемые в
младших классах. Но на более сложном речевом и понятийном материале.
На
уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники
чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого
материала. Кроме того, изучение каждого
художественного произведения вызывает у
них затруднения при его чтении и понимании содержания, потому что произведения разножанровые, и при работе с ними требуется методическая
вариативность. Умственно-отсталые дети трудно воспринимают биографические
данные писателей, представленный даже в
упрощенном варианте. В исторических произведениях трудно воспринимаются
описываемые события. Не всегда понимают слова и выражения, используемые автором
для передачи того или иного факта, поступка героя.
На
уроках чтения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы, полно, правильно и
последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать
основные события, изложенные в произведении; называть главных и
второстепенных героев; давать им
характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать
несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в
том числе эмоционального плана.
Программа
6 класса рассчитана на 5 часов в неделю, 170 часов в год. |