Пояснительная записка
Рабочая
программа по чтению для учащихся 3 класса разработана
на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида под редакцией доктора педагогических наук
В. В. Воронковой «Подготовительный класс, 1—4 классы», допущенной
Министерством образования и науки Российской Федерации 4-е издание
Все авторы отмечают, что овладение
навыком чтения детьми данной категории, особенно на начальном этапе их обучения
(1—2 классы), является специфическим1.
Вместе с тем большой пропедевтический период, длительность букварного и
послебукварного периодов позволяют большинству учащихся с нарушением интеллекта
овладеть всеми звуко-буквами, графемами русского языка, а также различными по
сложности слоговыми структурами. Тщательная и целенаправленная работа учителей
и логопедов помогает сформировать у учащихся навыки работы над текстом. Поэтому
большинство третьеклассников овладевают умениями и навыками по чтению,
предусмотренными школьной программой: они читают, понимают смысл прочитанного и
могут ответить на вопросы учителя; у них формируются общедидактические умения, а
также навыки, связанные с мыслительными операциями; они способны с помощью
учителя анализировать текст, находить нужную информацию, сравнивать материалы
прочитанного, проводить классификацию событий и явлений, содержащихся в текстах
учебника, обобщать материалы прочитанного.
Несмотря на определенную положительную
динамику навыка чтения, сформированного у учащихся в 1—2 классах, в 3 классе
появляются новые сложности в обучении чтению учащихся, что отражается на
качестве чтения. Эти сложности вызваны прежде всего тем, что в учебник «Чтение»
для 3 класса включены тексты большого объема (по сравнению с учебником 2
класса), а также произведения различных жанров, отличительной особенностью
которых является трудная для понимания школьниками поэтика художественной
изобразительности и иносказательность произведений.
Учащиеся с нарушением интеллекта с большим
трудом могут переносить имеющийся у них читательский опыт на более трудные
тексты, у них наблюдается определенное отставание в формировании полноценных
навыков чтения от возрастных нормативных требований. Поэтому педагоги должны
быть готовы продолжать работу по формированию навыка чтения и усвоению
содержания, совершенствованию познавательных и общедидактических умений и
навыков.
|